43 отзыва
+7 (700) 383-77-77
SPORTiDEA.KZ интернет-магазин спортивных товаров

BMX - что это за велосипед, и для чего он нужен?

BMX - что это за велосипед, и для чего он нужен?
Наверно, все видели на улицах мальчишек, выделывающих трюки на жестких велосипедах с небольшими колесами. Это - велосипеды BMX. Для чего нужен BMX, откуда он появился, чем различаются модели - обо всем этом в сегодняшней статье.
Что такое велосипеды BMX
Внутри BMX (расшифровывается как bicycle motocross - мотокросс на велосипеде) различают четыре направления:
рейс;
дерт;
парк;
стрит.
Велосипеды для всех четырех направлений похожи между собой, особенно те, которые предназначены не для трассы (рейс), а для трюков (дерт, парк и стрит). Они имеют максимально жесткую раму и вилку, и только благодаря этому могут выдерживать такие колоссальные нагрузки, которые выпадают на их долю во время экстремального катания. Диаметр колес BMX разнится от 16 до 24 дюймов, но подавляющее большинство идет с колесами 20”. Скорость у них единственная, не переключается. Сиденье расположено очень близко к раме, практически на уровне заднего колеса, впрочем, сидят на нем крайне редко. Внешне бимиксы сложно спутать с любыми другими, настолько они выделяются, а чем отличаются BMX между собой - читайте ниже.
Немного истории
В начале 70-х в Америке был безумно популярен мотокросс, причем спортсмены частенько брали с собой подрастающее поколение. Дети всегда повторяют за взрослыми все, что они делают, вот и сыновья мотокроссеров не отставали от своих отцов и вслед за ними обкатывали трассы на велосипедах, а иногда сооружали их сами и устраивали мини-соревнования. В какой-то момент, взрослые заинтересовались и тоже попробовали проехать трассу на велосипеде вместе с детьми. И ведь понравилось! После чего все и заверте…
BMX рейс
Уже в конце 70-х годов BMX рейс (расшифровывается как bicycle motocross - мотокросс на велосипеде) выделился в отдельный вид спорта, а спустя полтора десятка лет, в 1993, его включили в Международный союз (UCI). Но настоящий триумф BMX ждал впереди - в 2008 году в Пекине он был включен в программу Олимпийских игр.
Трасса
Трасса рейса не слишком отличается от мотокроссовой - широкие прямые, которые во время заезда вмещают в себя до восьми спортсменов, перемежаются виражами, трамплинами, ритмсекциями и т. п. Стартовая полоса находится на высоте нескольких метров и используется для разгона. Цель заезда тоже не отличается от мотокросса - уделать соперников и финишировать первым, при этом особую зрелищность гонке придает разрешение контактной борьбы - противники могут друг друга подрезать, пихать локтями и все в этом роде. BMX рейс - это спорт, в котором кормят ноги - скорость нагоняют исключительно активным педалированием и прокачкой трассы.
Велосипед
Модели для рейса единственные выделяются из общего ряда BMX велосипедов настолько, что их отличит даже неискушенный зритель. Так как от эффективности прокачки ритмсекций трасс зависит успех всего предприятия, велосипед должен быть не просто жестким, но и максимально легким. Для этого раму, вилки и системы шатунов делают алюминия, а еще лучше (и дороже) - из карбона, легкого композитного материала углепластика, сложного и дорогого как в материалах изготовления, так и в производстве. Обе звезды велосипеда большие, а педали райдеру приходится не только толкать, как на обычных моделях, но и тянуть. Для этого существует специальная обувь, которая в них встегивается. Чаще всего такой бимикс оснащен задним тормозом.
BMX дёрт
Параллельно, с начала 80-х внутри BMX начинает развиваться отдельное направление - дёрт. По сути он представляет собой фристайл на велосипеде. Некоторым гонщикам надоело качать трассу, их больше привлекали прыжки с трамплинов. Впрочем, просто прыгать им тоже быстро надоело, поэтому они стали придумывать разные фигуры и трюки, которые нужно было исполнить в полете.
Трасса
Фигуры в дерт джампинге делаются с земли, иногда с дерева и включают в себя вылет и приземление. Применяется балльная система оценивания трюков, причем в расчет принимается все - и сложность фигур, и высота полета, и чистота приземления. Для этого используют один, либо несколько трамплинов, которые расположены в ряд друг за другом. Нагрузка в этом виде спорта намного меньше, чем в рейсе - ведь спортсмену не приходится наяривать педали, - но сложность, пожалуй, даже выше.
Велосипед
Сами велы в этом направлении не слишком похожи на рейсовые. На первое место выходит не максимальная облегченность транспорта, хотя и она тоже важна, а физическая крепость и удобство. Чтобы велосипед было сложнее повредить, при изготовлении стали для руля, вилки и рамы в нее добавляется хромомолибден. Остальная комплектация зависит от предпочтений самого райдера: например, некоторые ставят шипастые покрышки достаточной ширины, которые помогают гасить удары после “посадки” и не вылетать с грунта, а другие выбирают слики (гладкий протектор). Та же история и с тормозами - кто-то ставит оба, и передний, и задний, кто-то катается на одном заднем, а кто-то вообще обходится без них.
BMX парк
“Не было бы счастья, да несчастье помогло” - гласит древняя поговорка, и она в полной мере справедлива к течению парк внутри BMX. Этого направления могло бы и не быть, если бы не жуткая засуха в штате Калифорния в 1976 году. Она иссушила большое количество бассейнов, плавным рельефом которых моментально заинтересовались скейтеры, которые все время находятся в процессе освоения новых препятствий. Бассейны оказались идеальным снарядом для катания, настолько, что их очертания взяли за основу при строительстве отдельных фигур, которые позднее начали сливаться в целые скейт-парки, породив новое молодежное течение. В 80-х их облюбовали BMX-райдеры, а затем, впоследствии, начали строить и свои отдельные парки, которые больше отвечали велосипедам, чем скейтам. В таких пространствах устраивают целые шоу и соревнования на радость благодарной публике.
Купить BMX в Туле вы можете любом из магазинов нашей сети МойВелосипед.рф. Мы предлагаем не только велосипеды из разных ценовых категорий, но и запчасти и комплектующие к ним.
Трасса
Трасса для парка напоминает скейтерскую. Все фигуры здесь исполняются на небольшой площади, на которой расположены:
Фанбокс - один из ключевых элементов парка. Классический фаник состоит из трех частей - плоского стола (возвышенного плато) посередине и примыкающих к нему заездов (квотерпайпов или бенков). Есть множество вариаций фанбокса для парка и для стрита. Они делаются преимущественно из дерева, на деревянном или металлическом каркасе.
Квортепайп - в переводе с английского обозначает “четверть трубы”, и, собственно, именно ее он представляет собой геометрически. Это очень популярный элемент. Благодаря своей универсальности и многофункциональности, его можно встретить практически на любой площадке для экстремальных видов спорта. Квотер состоит из трех частей - радиуса (рабочей разгонной поверхности), коупинга (трубы-ограничителя кикера) и стола. Фигура может быть расположена как отдельно, так и входить в часть композиции.
Рампа - разновидность халфпайпа, с двух сторон на возвышенностях находятся два стола с коупингами. Рампа позволяет делать зрелищные динамичные трюки и является незаменимым элементом для тренировок и соревнований. Мини-рампа - уменьшенная копия, столы в которой находятся на высоте от 1 до 2,5 метров.
Разновидностей элементов очень много, а их конфигурация зависит только от фантазии проектировщика трассы. Какой-то определенной последовательности исполнения нет, поэтому в парковых соревнованиях есть еще один критерий оценки, кроме собственно трюков и амплитуды, - сложность использования элементов. Количество баллов зависит от того, сколько фигур задействовано в заезде.
Велосипед
Байк для парка сочетает в себе лучшие качества бимиксов для рейса и дерта - он должен быть таким же легким, резким и вертким, как для рейса, но при этом столь же крепким, как для дерта - трюки-то остаются. Поэтому здесь перья несколько короче, а покрышки не такие широкие, как в дерте. Тормоза в парке используются редко.
BMX стрит
Стрит (от англ. “улица”) берет свое начало от такого прыжка, как “банни-хоп” (когда от земли отрываются одновременно оба колеса). Позже добавились и другие элементы (скольжения, большие прыжки, баланс на переднем или заднем колесе, езда задом и др.), которые все вместе в итоге вылились в отдельное направление. Для их исполнения не нужны специальные снаряды, достаточно городского ландшафта - бордюров, лестниц, перил, скамеек, парапетов и т. п.
Трасса
Так как стрит - это в первую очередь стиль жизни, каждый райдер видит его по-своему и делает то, что нравится именно ему. Кто-то выбирает гигантские гэпы - прыжки вниз с крыш, через пролеты ступенек и т. п., как Шон Бернс (и его перелом позвоночника лишний раз показывает опасность и экстремальность подобного выбора). Кто-то предпочитает исполнять сложные комбинации из более “мирных” элементов - баланса, вращений, скольжений, как Алекс Доначи. Конкретно для соревнований чаще всего строят специальные секции, имитирующие городской ландшафт, так как проводить состязания непосредственно на улице затруднительно, да и найти настолько насыщенную трассу в городе в одном месте тоже непросто.
Трасса чем-то похожа на парк, но имеет больше привычных глазу элементов. Так, на фанбоксы устанавливаются грайндбоксы, перила, спайны, имитация уличных гидрантов, цепи, воллрайды…
Велосипед
Вел для стрита должен быть крепкий и прочный, настолько, чтобы выдержать приземления на землю, часто с высоты нескольких метров, не говоря уже о падениях. Также BMX для стрита оборудованы пегами - трубками из металла (хромомолибдена или титана) или ударопрочного пластика, которые монтируются на осевую часть колеса. Пеги используются для исполнения элементов скольжения. Чтобы выполнять фейки (езду задом наперед), райдеру нужно установить на байк задние втулки-фрикостеры. Это делается для того, чтобы отключить сцепление между задней звездой и самим корпусом втулки при движении задом. Тормоза на стрит бимиксах используются также редко, как и на парковых моделях. Особые требования предъявляются к покрышкам - во время скольжения они испытывают повышенные нагрузки от трения об грани, поэтому их стенки должны быть достаточно толстыми и крепкими, чтобы это выдержать.
Заключение
Наибольшей популярностью пользуются модели для стрита. В том числе из-за того, что отрабатывать трюки на них легче всего - площадки для рейса и дерта есть далеко не в каждом городе, а ступеньки и перила можно найти где угодно.
Выбрать велосипед не так просто, как кажется, особенно первый. BMX имеет свою ростовку, которая должна соответствовать антропометрическим данным конкретного человека, иначе ездить будет просто неудобно. Если вы не знаете, какой байк вам выбрать - обратитесь к нашим консультантам, и они помогут подобрать правильную модель.
Другие статьи